Создание сайта — кропотливая работа. На разработку интересного и красивого интернет-ресурса могут уйти годы. Тот, кто не готов тратить много времени, денег и сил может воспользоваться простым способом — скопировать сайт конкурента. Но действительно ли это хорошая идея? И что делать тем, кто хочет сделать «дешево и сердито»?
Многие ошибочно думают, что скопировав чужой интернет-ресурс можно повысить лояльность клиентов — они будут видеть знакомый, приятный и понятный дизайн, охотней купят что-то или закажут. Но, увы, это работает в обе стороны.
Ваша хорошая реклама, качественно заполненные страницы и интересные предложения могут работать на конкурента, а не на Вас. Почему? Просто пользователи могут легко забывать названия предприятий, а вот корпоративный стиль запоминают намного лучше (цвета, особенности на сайте, используемый шрифт и т.д.).
Поэтому все хорошее, что Вы будете делать, будет повышать лояльность не в Вашему бренду, а станет вызывать положительные ассоциации с этим корпоративным стилем. А значит, когда в следующий раз пользователь увидит такой же сайт конкурента, он закажет там.
У сильных игроков всегда уникальный и запоминающийся дизайн. Они его не копируют, так как понимают, что нужно выделяться на фоне массы одинаковых сайтов.
Но компании, которые полностью копируют интернет-ресурсы Adidas, Apple, Tiffani упускают одну важную деталь — доверится им только невнимательный. А вот того, кто заметит другое название, адрес и контактные данные (при знакомом дизайне), такое сходство насторожит и вероятней всего пользователь подумает, что Вы мошенники.
Если Вы решите скопировать не только дизайн, но и название, выбрав созвучное слово, это также может сыграть с Вами плохую шутку. Конечно, будут те, кто ошибется, рискнет или целенаправленно что-то закажет у Вас.
Но Вы лишитесь большого количества потенциальных клиентов, которые просто выберут наугад или доверятся конкуренту. Кроме этого скопированное имя может стать причиной судебного иска и в итоге есть риск потерять намного больше, чем получить.
Даже если Вы 1 в 1 копируете успешный интернет-ресурс конкурента, Вы автоматически не получите точно такой же поток клиентов.
Вы не знаете, как функционирует сайт, его конверсию, как много заявок у него. Ведь не исключено, что основную долю клиентов компания получает оффлайн;
не известно, где именно клиент берет трафик. Возможно, это нативная реклама, а может контекст. Поэтому Вы не можете вслед за ним выбрать точно такой же эффективный канал привлечения клиентов;
Ваши целевые аудитории не могут быть на 100% идентичны. Даже если Вы прямые конкуренты и предлагаете одинаковые товары. Поэтому то, что полностью устраивает тех покупателей, может не подойти Вашим.
Именно поэтому невозможно скопировать эффективность чужого сайта. Необходимо работать над ресурсом, изучать аудиторию и ее потребности, чтобы вынести на лидирующие позиции свой собственный бренд.
Если копируется сайт полностью, то и тексты, и фото будут идентичными. Но правильно ли это? Конечно нет. В первую очередь, страницы с неуникальным контентом, не смогут пробиться в ТОП. Во-вторых, мы не знаем точно, «работали» ли те тексты, которые были размещены на ресурсе конкурента, продавали ли они, привлекали ли клиентов. Возможно они тоже скопированы откуда-то.
Кроме этого все равно придется менять тексты под себя (хотя бы на странице О нас, Наша продукция/услуги, Контакты). Поэтому лучше сразу подготовить статьи, которые будут содержать уникальную информацию и соответствовать требованиям поисковых систем.
Если у Вас нет своих идей, можно сделать глубокий рерайт, опираться на идеи конкурентов, но писать все равно по своему. А если взять весь контент у конкурентов и не публиковать больше ничего, органического трафика тоже не будет.
Если человек дорожит свои сайтом, постоянно работает над ним, то конечно мониторит ресурсы конкурентов, проверяет уникальность контента и, если кто-то полностью скопировал хоть что-то, то это будет обнаружено. И конкурент вряд ли будет доволен.
Дизайн, использованный на сайте, может быть вообще авторским и не исключено, что есть договор, подтверждающий, что у конкурента есть права на него.
написать Вам с просьбой убрать все, что принадлежит ему;
просто сразу подать в суд. Вам не только запретят использовать чужие уникальные решения, но и придется выплатить денежную компенсацию;
написать жалобу хостинг-провайдеру — и сайт заблокируют;
писать про Вас плохие отзывы, что очень испортит Вашу репутацию.
В чем может заключаться сложность? Например, страница сама по себе красивая, интересная, но Вы не видите «внутренности» сайта. И вполне возможно она может быть связана с другими страницами, формами и т.д.
Если все посмотреть нельзя, все равно придется своими руками дорабатывать скопированную страницу. Чаще всего проблемы возникают с копированием онлайн-калькуляторов, скриптов, сложного анимированного дизайна и других подобных решений.
Как показывает практика, такие решения легче создать с нуля самостоятельно, чем часть скопировать, часть додумать, написать какой-то костыль и слепить некрасивый и непонятный другим код. Так как велика вероятность потратить много времени, денег, сил и в итоге получить плохой результат.
Если на ресурсе будут неуникальные акции, тексты, предложения Вы получите меньше охвата и лидов, если будете работать в одном медиаполе или в одном регионе.
Пользователь сегодня искушенный, он знает, что у конкурентов можно найти что-то интересней и выгодней, поэтому на одном предложении никогда сразу не останавливается. Поэтому уникальные акции работают лучше, ну и уникальное торговое предложение привлечет значительно больше людей.
Если идея конкурента действительно очень клевая и позаимствовать ее безумно хочется, руководствуйтесь главным правилом — заимствуйте идею, но не копируйте все полностью.
Понравились эффекты на какой-то странице? Замените цветовую гамму, их интенсивность, поместите на другую страницу и т.д. Нравится слоган? Замените слова синонимами, используйте тот же стиль повествования, но не копируйте полностью. Помните, судебные иски за плагиат — не то, что повысит лояльность клиентов.
Крутые решения есть не только у одного Вашего конкурента и не нужно делать свой сайт сборником лучших идей какой-то одной компании.
Ознакомьтесь с сайтами других предприятий, работающих в Вашей нише. Возможно у них есть что-то более инновационное и запоминающееся. Брать за основу можно идеи не только от своих прямых конкурентов, но и у компаний, которые работают в других отраслях.
Смотреться визуальный эффект может безумно круто, а слоган может быть очень мотивирующим, но все это может не подходить для Вашей ниши, целевой аудитории. Возможно решение не подходит под дизайн Вашего сайта и т.д. Поэтому в первую очередь оцените его актуальность.
Анализируйте сайты клиентов, они тоже не идеальные и не исключено, что они также что-то скопировали даже не тестируя.
Не исключено, что нововведения понравятся только Вам, а вот клиентам — нет. Поэтому все грандиозное, что Вы копируете у конкурентов, нужно тестировать.
создать отдельную посадочную страницу, дать на нее ссылку определенному количеству клиентов и измерить конверсию;
собрать фокус-группу и попросить их оценить внесенные изменения;
провести A/B-тестирование.
Кроме этого не стоит останавливаться на достигнутом. Всегда появляется что-то новое: более интересное, совершенное, качественное и привлекательное.
Мария Завьялова
Специалист по развитию маркетинговых направлений ТЕО Групп
Мы часто сталкиваемся с проблемой — клиент хочет сложный функционал и не желает тратить время и деньги на его разработку с нуля.
Показывает сайт конкурента и говорит — скопируйте. Конечно, мы можем поля сделать такие же, стилистику — с этим проблем нет. Но есть еще «внутренности», которых мы не видим. У конкурента есть свои переменные, методы расчета и т.д.
Мы эту логику не знаем и начинаем на базе того, что есть, собирать что-то (частично из имеющихся данных, частично додумываем). В итоге имеем чудовище Франкенштейна, которое работает, но на ладан дышит и вот-вот развалится.
В данном случае будет проще, если клиент сразу даст свои тарифы, все имеющиеся у него переменные, которые влияют на расчеты, и мы сразу будет все делать под него.
Антон Давыденко
Интернет-маркетолог
Я уверен, что в копировании в целом ничего плохо нет. Вопрос в том, как это реализовано и что мы называем копированием. Безусловно, сделать полностью такой же дизайн, как у конкурента, поместить его тексты и предложения — глупо.
Вы не поднимитесь в выдаче, не повысите лояльность к бренду, да и еще можете заработать плохую репутацию. А вот размещать на сайте мастхэвные штуки — это маркетинговый ход (даже если Вы подсмотрели их у конкурентов). Ведь если на сайте не будет таких плюшек, Вы потеряете клиентов.
В любой нише есть заданные стандарты, о которых мы узнаем от кого-то и реализация этих необходимых элементов по-своему — возможность дать пользователю то, что ему нужно и выделиться на фоне других.
Алина Мальцева
Специалист по юзабилити
Основная проблема, как по мне, — неправильное копирование и неумелое подражание. Есть клиенты, которые забывают, что и крупные игроки, известные бренды, которым многие активно подражают, — несовершенны.
У них тоже иногда возникают ошибки в юзабилити и т.д. Поэтому, если Вам маркетолог и другой специалист (при копировании) советует исправить ошибку, прислушайтесь к нему и не ссылайтесь на этот бренд.
Вторая ошибка — подражание конкурентам, которые играют в «высшей лиге». Вы должны четко понимать, какая у Вас бизнес-модель, кто Ваша целевая аудитория, какой ассортимент Вы предлагаете. Намного лучше подсмотреть интересные штуки у компаний, которые с Вами на одном уровне и работают с подобной аудиторией.
Что можно сказать в итоге? Нет ничего катастрофического в том, чтобы подсмотреть у кого-то интересные маркетинговые ходы, решения для сайта и т.д. Все друг у друга что-то заимствуют, мало кто самостоятельно постоянно генерирует крутые идеи.
Дело в том, что копирование не должно быть полным. Нужно всегда изменять то, что Вы берете, чтобы это стало актуально для Вашей ниши, аудитории и подчеркивало Вашу уникальность.